Глава МИД РФ Сергей Лавров успокоил: Россия найдет замену Visa и MasterCard, если эти платежные системы откажутся работать у нас. В том, что найдет, сомнений нет. Вопрос — когда? И не сорвутся ли ближайшие планы российских граждан? Эти вопросы «РГ» обсудила со своими экспертами: аналитиком финансового рынкаКонстантином Бушуевым и экспертом банковского рынка «Инвесткафе» Михаилом Кузьминым.

Так на что мы можем оперативно заменить платежные системы Visa и MasterCard?

Бушуев: Быстрее всего российские финансовые институты могут перейти на китайскую платежную систему UnionPay. Сейчас она по количеству выпущенных карт уже существенно превосходит Visa и MasterCard. И обслуживает второй в мире после Visa объем транзакций, имеет присутствие в 141 стране мира.

Тем не менее, для российских бизнесменов и туристов, выезжающих в Европу, все равно более удобной остается Mastercard, а для поездок в Америку — Visa. Для внутрироссийских платежей, на которые сейчас приходится около 90 процентов всех оборотов по картам россиян, в любом случае будет иметь смысл развивать российского национального оператора — это вопросы безопасности и снижения транзакционных издержек в экономике.

Как быстро произойдет переход? И как он отразится на россиянах?

Бушуев: В случае реализации угроз ухода с российского рынка Visa и MasterCard переход наших банков на китайскую систему UnionPay для крупных банков может быть проведен довольно оперативно — в пределах нескольких месяцев. Для средних и небольших банков процесс может затянуться.

Если Visa и MasterCard уйдут с российского рынка, насколько это отразится на самих этих системах? Проблемы у них и у нас будут равнозначными?

Бушуев: В случае ухода Visa и MasterCard можно будет говорить скорее о недополученной прибыли компаний и вмененных убытках. Они потеряют выход на динамично растущий российский рынок, это скажется на замедлении общих темпов роста бизнеса Visa и Mastercard, но не на их прибыльности. С точки зрения глобального бизнеса операторов их доходы в России составляют 2-4 процента от совокупной выручки.

Тогда нам надо торопиться? Быстрее создавать национальную систему платежных карт.

Бушуев: В Китае система UnionPay начала эффективно функционировать в течение нескольких лет после своего учреждения в марте 2002 года. В 2003 году была выпущена первая карта, удовлетворяющая всем условиям использования за рубежом, а в 2010 году карты UnionPay уже принимали в 141 стране мира.

Можно предположить, что для России процесс запуска национальной системы платежных карт, работающей на внутреннем рынке, может быть растянут на несколько лет, а выход на зарубежные рынки — сильно осложнен из-за существенно меньшего числа клиентов и как следствие относительно более высоких издержек на завоевании доли рынка.

Карта стоит выделки? Что мы выиграем, кроме чувства гордости, что у нас тоже есть своя система платежных карт?

Бушуев: Создание национальной системы параллельно с функционированием других операторов (Visa, MasterCard, UnionPay) может снизить издержки для банков и их клиентов на российском рынке по внутренним операциям, а также частично повысить их безопасность.

В случае же, если национальная система платежных карт будет реализована при выталкивании с рынка международных систем, то такая монопольная схема скорее только увеличит издержки для экономики.

Суматоха с картами может существенно осложнить российским туристам жизнь за рубежом в этот сезон отпусков. Что делать?

Бушуев: Пока что речи об однозначном уходе Visa и MasterCard с российского рынка нет. Компании могут продолжить торговаться с российским правительством, и в конечном итоге приемлемый компромисс может быть найден.

Вполне вероятно, что Visa и MasterCard придется перевести все свои российские операции под контроль Банка России, а также обеспечить функционирование процессинговых центров на российской территории.

И все-таки вариант с дорожными чеками имеет право на жизнь?

Бушуев: Да, но это — технология прошлого века. Пик использования дорожных чеков в США пришелся на 1995 год. С тех пор обороты по ним упали в 3 раза — технология морально устарела.

Есть еще один экзотичный вариант. Те, кто боится, что «наличку» украдут или ее можно потерять, берут деньги только на первое время, а остальное сами себе посылают по почте, либо родные им раз, например, в пять дней шлют деньги. Это разумный вариант?

Бушуев: Никто не запрещает денежные переводы между странами. Можно и так. Но если понадобятся деньги за рубежом в очень большом количестве, никто не помешает вам открыть там счет и перечислить на него средства из России. Это менее удобно и менее оперативно, чем использование платежных карт, но зато более надежно для крупных сумм переводов.

Если же вы обычный турист, то ничто вам не помешает перевозить умеренные суммы средств через границу, как это было до начала массового использования платежных систем.

Читать на RG.ru…

Российская газета