Дифференцированный подход к индексации грузовых тарифов может быть оправданным, так как позволяет более точно подстраивать тарифы под возможности клиентов РЖД в зависимости от ситуации в экономике, а также разной конъюнктуры в разных секторах.

Кроме того, правительство уже в последние годы заявляло, что тарифное регулирование должно быть контрцикличным. Повышая сейчас тарифы, РЖД будет нарушать эти принципы. Конечно, в результате девальвации рубля экспортеры получили дополнительные прибыли, но это не означает, что часть этого «пирога» РЖД должна автоматом отрезать себе – это будет снижать конкурентоспособность всей экономики. Отмечу, что деятельность ОАО «РЖД» по итогам 2015 года и первого полугодия 2016 года по отчетности МСФО и так уже была сбалансирована. Чистая прибыль за первое полугодие текущего года выросла почти вдвое, совокупный доход компании – в 5 раз по сравнению с показателями годовой давности. В условиях ожидаемого на конец 2016 года дефицита бюджета РЖД в размере 142,4 млрд руб. планируется за счет мер тарифного регулирования обеспечить финансовую сбалансированность работы компании. Однако объем денежных средств и их эквивалентов на конец отчетного периода вполне достаточен для покрытия возросшего бюджета. То, что РЖД при этом еще хочет резко повысить тарифы для экспортеров, является дополнительным усилением скрытых налогов в экономике со стороны монополиста. При конкуренции эффективные компании в таких условиях стараются оптимизировать себестоимость и инвестиционные программы, искать альтернативные источники финансирования, а не увеличивать уровень затрат в экономике.

Автор: Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер»

Читать на RZD-Partner.ru…

РЖД-Партнер