banker

Константин Бушуев, инвестиционный консультант Брокерского дома «ОТКРЫТИЕ»

В начале этого года ряд российских чиновников сделали неофициальные заявления о завершении кризиса. Несмотря на сохраняющиеся опасения относительно будущего российской и мировой экономики, предприниматели уже готовы нести риски открытия новых бизнесов в России. Для определения будущих точек приложения капитала необходимо провести анализ перспектив в различных секторах экономики. Но сначала имеет смысл определиться, в каком состоянии сейчас находится глобальная экономика и ее российский сегмент.

Мировая экономика после «финансового цунами»

В ноябре 2008 года на страницах журнала «Консультант» мы предположили, что острая фаза финансового кризиса близка к завершению. Действительно пик панических настроений глобальных инвесторов на фондовых рынках пришелся на конец ноября и нашел свое отражение в рекордно низких доходностях по 30-летним облигациям Казначейства США. В декабре 2008 года своего «дна» достиг индекс стоимости фрахта сухогрузов Baltic Dry, косвенно отметив максимумы спада мировой торговли. В январе-феврале 2009 года «дна» спада достигли производственные индексы крупнейших индустриальных стран (за исключением продолжавших рост экономик Индии и Китая). С этого момента тенденции развития экономик стран G7 и стран BRIC сместились в сторону улучшения. В настоящее время у подавляющего большинства экономистов нет сомнения, что мировая экономика вышла из состояния рецессии. Даже специалисты Национального Бюро по Экономическим Исследованиям (NBER) в США, хотя пока и не могут официально признать окончание рецессии в штатах, но неофициально склоняются к тому, что спад в американской экономике завершился летом 2009 года.

Ситуация в мировой экономике, впрочем, все еще далека от идеальной. Ряд экономистов предполагает, что ситуация с «плохими» долгами в еврозоне и возможное ужесточение бюджетной дисциплины странами зоны евро может ввергнуть мировую экономику в пучину «второй волны» кризиса. На наш взгляд, такое развитие событий возможно, но маловероятно. Последние два квартала экономика ЕС демонстрирует экономический рост, рост производства и, что не менее важно, начало роста кредитования. Кроме того, фактом является то, что европейский центральный банк в мае этого года впервые применил политику «количественного ослабления» (quantitative easing), скупая на открытом рынке суверенные обязательства стран PIGS (Португалии, Италии, Испании, Греции). В таких условиях вероятность полномасштабной дефляции в еврозоне существенно падает.

Другие экономисты в качестве триггера для начала «второй волны» кризиса рассматривают возможное падение рынка недвижимости в Китае и, как следствие, спад в экономике Поднебесной. Действительно, можно отметить, что выходу из кризиса мировая экономика во многом была обязана китайским и японским кредитам, в то время как кредитование в США и ЕС почти два года фактически стагнировало. Между тем, говорить о «крахе» рынка недвижимости в Китае, на наш взгляд, весьма преждевременно. Безусловно, китайские власти в настоящее время заинтересованы в некотором замедлении темпов роста экономики и рынка недвижимости, но они также осознают опасность резких действий. Кроме того, по основным показателям (цена квадратного метра, отношение цены к стоимости аренды) китайский рынок недвижимости вовсе не выглядит переоцененным, а после двадцати лет стагнации даже японский рынок недвижимости начинает демонстрировать признаки оживления.

Таким образом, на наш взгляд, все большая часть рисков в мировой экономике отходит на второй план. Более того, сейчас можно наблюдать активное «разгребание завалов» на кредитных рынках в США (в частности резкое снижение доли секьюритизированных кредитов в пользу традиционных банковских продуктов), что может, наконец, запустить в ближайшие месяцы процесс роста кредитования и в американской экономике. В этом случае можно будет ожидать переход экономики США от фазы восстановления к фазе роста.

Ситуация в российской экономике

Российская экономика в кризисный период продемонстрировала свою «самобытность» особым образом. В период, когда центральные банки ведущих индустриальных держав снижали базовые ставки, Банк России, наоборот, повышал ключевые ставки денежного рынка в целях борьбы с инфляцией, а с середины декабря 2008 до середины января 2009 года российский денежный регулятор осуществил стремительную, но не очень болезненную, техническую девальвацию рубля. Кроме того, Банк России довольно оперативно провел ряд необходимых реформ, которые было невозможно провести в докризисных условиях. Центральный банк фактически воссоздал «с нуля» систему внутреннего рефинансирования банковской системы взамен перекрытых внешних кредитных каналов, начал переход к политике «плавающего» рубля при относительно стабильных ставках денежного рынка. Это движение можно расценивать как еще один шаг в пользу отхода от экспортно-ориентированной экономики в сторону экономики, опирающейся на сильный внутренний рынок, национальные финансовые институты и внутреннее производство.

Сейчас ситуация в российской экономике уже во многом демонстрирует отдачу от этих реформ. С весны 2009 года промышленное производство начало свое восстановление. В мае 2010 года годовой прирост этого показателя составил 13,2%. Безработица снизилась с максимальных 9,4% до 7,3%. Инфляция снизилась с 15,1% до рекордно низких 5,9% в годовом выражении. Банк России с апреля 2009 года последовательно снижал ключевые ставки денежного рынка вслед за снижением инфляции, а также ставку рефинансирования – с 13% до 7,75%. Впрочем, в последних заявлениях представители денежного регулятора отметили, что дальнейшее снижение ключевых ставок денежного рынка в ближайшее время маловероятно.

Безусловно, восстановлению российской экономики способствовали не только меры денежного регулятора и снижение инфляции. Драйверами роста также стали существенное восстановление мировых цен на нефть – с 35-40 до 70-85 долларов за баррель, высокий спрос на промышленные металлы со стороны Китая, стимулирующие бюджетные меры, поддержавшие платежеспособность ряда крупных предприятий и банков, а также рост реальных доходов населения.

В поисках «точек роста»

Выбор горизонтов инвестирования. Намереваясь вкладывать средства в развитие бизнеса, необходимо понимать, что данные инвестиции будут иметь прямой стратегический характер, а не спекулятивный портфельный. Соответственно, при планировании прямых инвестиции стоит определять долгосрочный горизонт вложений. На наш взгляд, в ближайшие несколько лет в мировой экономике можно будет наблюдать продолжение повышенного спроса на сырьевые активы и, как следствие, высокие цены на них. Так как доля сырьевых секторов в российском экспорте по-прежнему велика (около 80% всего экспорта), также высока вероятность того, что в ближайшие годы сохранятся условия для профицита торгового баланса и долгосрочного укрепления курса рубля. В этом случае инвестору имеет смысл вкладывать средства в отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Процесс перераспределения сырьевой ренты сопровождается ростом реальных доходов населения, что, в свою очередь, приводит к росту потребления.

С другой стороны, если инвестор выбирает более длительный горизонт инвестирования, не стоит забывать, что фаза повышенного спроса на сырьевые товары рано или поздно может завершиться. Поэтому осуществление сейчас чрезмерных инвестиций в сырьевые сектора может обернуться снижением рентабельности инвестиций на длительном горизонте. Кроме того, сохраняется риск увеличения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли. Политика ухода от сырьевой зависимости осознается на государственном уровне, и государство предпринимает шаги для того, чтобы избежать переинвестирования в сырьевых отраслях. Например, по экспорту нефти Россия уже почти догнала Саудовскую Аравию при более чем в 6 раз меньших запасах «черного золота». Дальнейшее увеличение нефтедобычи уже является нецелесообразным с точки зрения экономической безопасности, и государство несколько лет назад ввело высокий (около 40%) налог на добычу полезных ископаемых для нефтяников, а также оперативно контролирует размер экспортных пошлин на нефть. В случае если какая-либо из сырьевых отраслей также будет угрожать экономической безопасности, не стоит сомневаться, что в ее отношении со стороны государства будут введены подобные «санкции». На наш взгляд, в любом случае, если предприниматель ставит целью горизонт инвестирования средств в 10 лет и выше, надо понимать, что приоритет в данном случае должен уделяться уже не сырьевым секторам, а инвестициям в конкурентоспособные на мировом уровне отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли. То есть, говоря на языке экономики, в отрасли, где производятся товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Ставка на импортозамещение. Резкое ослабление рубля в конце 2008 – начале 2009 года послужило поводом для ускорения процесса замещения импорта отечественной продукцией, хотя импортозамещение идет и не такими быстрыми темпами, как после девальвации рубля в 1998 году. Несмотря на возобновление тенденций к укреплению рубля, отрасли, производящие продукцию альтернативную импортной, в период после кризиса демонстрируют более уверенные показатели роста. Если сравнить лидеров по росту индекса производства по итогам мая 2010 года с данными по структуре импорта Федеральной Таможенной Службы, то такие пересечения становятся очевидными. Больше половины импорта в Россию составляют оборудование (28%), автомобили (11%), продукты органической и неорганической химии (7%), фармацевтическая продукция (5%). Именно эти отрасли начали восстанавливаться одними из первых. И хотя восстановление производства оборудования и автомобилей затянулось приблизительно на год, программы правительства простимулировали рост в этих отраслях с начала 2010 года. В плане импортозамещения стоит также отметить производство обуви и изделий из кожи – после кризиса отрасль восстановилась одной из первых. Сохраняются также все предпосылки для реализации замещения импорта в производстве сахара (5% импорта в мае 2010 года, высокая сезонность).

Ставка на восстановительный рост. При выборе подобной стратегии инвестирования изначально предполагается, что отрасли, находящиеся по производственным показателям ниже уровней 1990 года, могут иметь более высокий потенциал роста. Хотя формально ВВП России уже превышал уровни 1990 года, ряд отраслей все еще находится ниже этой черты. В частности высоким потенциалом восстановительного роста обладают производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сильно пострадавшие во время кризиса обрабатывающие производства. В сельском хозяйстве основным потенциалом восстановительного роста обладает животноводство. При этом если производство мяса птицы практически уже восстановило объемы 1990 года, то производство свинины и в большей степени говядины находятся существенно ниже своих уровней 20-летней давности. На транспорте максимальные темпы роста в течение последних 15 лет демонстрируют пассажирские и грузовые авиаперевозки. Умеренные темпы роста показывают грузовые автомобильные и железнодорожные перевозки. В то же время с точки зрения восстановительного роста максимальный потенциал в настоящее время сохраняется у грузовых морских перевозок.

Ставка на потребности в капитале. Еще один вариант поиска «точек роста» для инвестирования заключается в поиске отраслей, которые, несмотря на кризис, сохранили высокие потребности в капитале. По данным Росстата, в кризисный 2009 год инвесторы в целом сокращали свои доли в основном капитале российских компаний. Между тем, ряд отраслей сумели сохранить инвестиции в основной капитал на докризисном уровне, а некоторые и вовсе сумели привлечь дополнительный капитал. Так инвестиции в деятельность сухопутного транспорта в 2009 году выросли до 1,3 трлн. рублей (+24,2%), став лидером как по относительному, так и по абсолютному приросту. В кризисный год также выросли или остались неизменными инвестиции в производство и распределение электроэнергии, производство кокса и нефтепродуктов, финансовое посредничество, воздушный транспорт, производство медицинских изделий, текстильное производство, рыболовство. Как мы видим, многие из перечисленных по потребностям в капитале отраслей фигурируют также в списках привлекательности по восстановительному росту и импортозмащению.

Ставка на инновации. В идеале – это наиболее перспективные направления для инвестиций, также требующие максимально четкой оценки рисков. Создание новых инновационных рынков и уникальных технологических продуктов является приоритетом также и для государства. Для предпринимателя это может означать лишь то, что при ставке на инновации его бизнес получит возможность создавать продукты с высокой добавленной стоимостью. Примеры создания новых инновационных рынков довольно регулярно демонстрирует корпорация Apple. Компания первой создает инновационные продукты и формирует потребности клиентов в этих продуктах. Как следствие, успешное создание новых рынков приносит Apple высокие доходы в течение некоторого продолжительного времени, а рыночная капитализация компании недавно превысила капитализацию доминирующего игрока на рынке операционных систем и IT-приложений – Microsoft. На российском фондовом рынке уже есть примеры компаний, реализующих инновационный подход. В начале июля на бирже ММВБ прошло первичное публичное размещение акций (IPO) компании Русские Навигационные Технологии. Компания, которая родилась в 2000 году как небольшой венчурный проект, теперь через десять лет оценена рынком в 1,6 млрд. рублей.

Отдельно в этой связи стоит упомянуть информационные технологи. Количество продуктов информационных технологий динамично расширяется. При этом так как все большее число пользователей получает доступ в сеть Интернет, однажды придуманная удачная идея может распространяться в сети со скоростью вируса. Так, созданная в феврале 2004 года «с нуля» социальная сеть Facebook через 6 лет уже насчитывает более 400 млн. активных пользователей, по итогам 2009 года получила выручку в 800 млн. долларов, и по объему интернет-трафика достигла уровня компании Google (рыночная капитализация 150 млрд. долларов).

Еще одно направление – электронная коммерция. В мае 2010 года розничные продажи в США оказались на –4% ниже уровней начала рецессии декабря 2007 года. В то же время продажи через Интернет в США за этот же промежуток времени увеличились более чем на +7,5%. Аналогичный пример успеха информационных технологий можно найти и в России: во время кризиса сектор интернет-рекламы оказался единственным, показавшим положительный прирост выручки, в то время как остальные сектора рекламной деятельности испытали спад и даже обвал. 93% из 170 тысяч организаций, обследованных Росстатом, в 2008 году использовали персональные компьютеры, 75% использовали электронную почту и доступ в сеть Интернет и 22% имели собственные страницы в сети. Расширение российского сегмента сети Интернет открывает почти безграничные возможности для разработки и реализации продуктов информационных технологий.

Напоследок хотелось бы отметить, что вряд ли можно дать точный прогноз, где будет ждать предпринимателя прибыль в течение долгих лет существования бизнеса. В статье рассмотрены отрасли, инвестиции в которые могут быть привлекательными с точки зрения восстановительного роста, импортозамещения, потребностей в капитале, инновационного развития, долгосрочных сценариев развития российской экономики. Между тем, успешный бизнесмен, на наш взгляд, с высокой вероятностью сможет найти прибыль в любой нише рынка независимо от текущей конъюнктуры.

Журнал Консультант

В оформлении статьи использована картина Квентина Массейса «Меняла с женой» (ок. 1514)