Прямые субсидии из бюджета могут развратить любого производителя

Как отмечает начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев, безусловно, российское автомобилестроение находится под усиливающимся давлением в связи со вступлением в ВТО. Но при вступлении в эту организацию Россия, по его словам, сумела выторговать себе постепенное снижение пошлин на автомобили, что должно смягчить негативный эффект. Кроме того, отмечает эксперт, за последние годы российское правительство уже предприняло ряд разумных шагов для развития отрасли. Если в начале 2000-х гг. импорт автомобилей в Россию рос экспоненциально и составил на пике 2008г. более 2 млн штук в год, то сейчас по итогам 2013г. импорт иномарок может составить менее 1 млн. Производство многих зарубежных брендов сейчас уже локализовано в России как в виде самостоятельных заводов, так и в виде СП с российскими компаниями. Требования по локализации элементов сборки также постепенно повышаются. В рамках ВТО Россия также пользуется возможностями для проведения дополнительных защитных мер, и их стоит продолжать отстаивать, считает К.Бушуев. Важно, отмечает он, чтобы дальнейший рост спроса на автомобили в России закрывался прежде всего российским производством.

При этом эксперт считает, что нет никакого смысла поддерживать субсидиями из бюджета всех российских автопроизводителей. Среди них есть как относительно быстро развивающиеся (Sollers), так и успешно контролирующие свою долю рынка (КАМАЗ, ГАЗ). Но есть и абсолютно провальные компании, которые из года в год теряют свою рыночную долю, производя неконкурентоспособную продукцию. Поддержание таких производителей за счет бюджетных средств — это выбрасывание народных средств на ветер, уверен эксперт. По его словам, такие предприятия сначала должны провести смену менеджмента, качественную перестройку бизнеса или же должны обанкротиться. «Сами по себе прямые субсидии из бюджета могут развратить любого производителя, даже изначально успешного. Государство должно, прежде всего, проводить жесткую линию на укрепление конкурентоспособности российских производителей, искать возможности в правилах ВТО, налоговой системе, создавать инфраструктуру поддержки производителей. И пусть всеми этими благами воспользуются лишь те российские автопроизводители, которые будут этого более достойны», — говорит К.Бушуев.

Россия и ВТО найдут компромисс в автомобильном споре

Что касается разбирательств с ВТО, то, по словам экспертов, это стандартная практика, результатом которой является поиск компромиссных решений. Случай с Россией вряд ли будет исключением, считают аналитики, поскольку членство России в ВТО отвечает интересам других стран-участниц организации. Как отмечает А.Верхоланцев, возникновение споров в рамках ВТО не редкость и как правило они заканчиваются принятием компромиссных решений. Возможно, в данном случае ситуация будет развиваться по схожему сценарию. Разбирательства в ВТО — это стандартная практика, такие процессы идут очень часто, и вряд ли они будут иметь для России какие-то реальные последствия, полагает А.Аветисян. ЕС заинтересован в членстве России во Всемирной торговой организации, поэтому компромисс, по его словам, обязательно будет найден. К.Бушуев, в свою очередь, считает, что ВТО вряд ли сможет заставить Россию напрямую отменить утилизационный сбор, поскольку сбор формально имеет свое экологическое назначение — это компетенция и право государства. Но вполне вероятно, что по итогам разбирательства Россию призовут к выравниванию условий по сбору для внутренних и внешних автопроизводителей. При этом эксперт не считает, что речь пойдет о введении в отношении России каких-либо санкций.

Читать на Quote.RBC.ru…

РБК Quote