Взлетевшие к сентябрю прошлого года риски по развивающимся рынкам, исход зарубежных портфельных инвесторов из ОФЗ, ослабление курса рубля и рост рублевых цен на бензин привели к заметному локальному усилению ожиданий инфляции в середине прошлого года. При этом ожидаемое повышение НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года и исторически минимальная база по инфляции в январе-феврале 2018 года делали крайне высокой вероятность резкого всплеска годовых темпов роста инфляции к январю-февралю 2019 года. Как следствие к сентябрю прошлого года мы наблюдали резкий рост доходностей ОФЗ, а Банк России в сентябре был вынужден впервые с конца 2014 года повысить базовую ставку 7-дневного РЕПО с 7,25% до 7,5%. Также были при-остановлены до конца года интервенции ЦБ на валютном рынке. Регулятор продолжил поставлять валюту Минфину в рамках бюджетного правила, но уже из своих резервов. При этом Банк России опасался локального всплеска инфляции до 5,5-6,0% г/г.

С начала сентября риски на развивающихся рынках в целом пошли на снижение, но обвал цен на нефть Brent в октябре-декабре с 85 до 50 долларов за баррель заставил вновь понервничать. В середине декабря Банк России еще раз повысил базовую ставку. При этом инфляция в декабре вышла на уровень в 4,3% г/г, немного превысив предыдущие ожидания, что заставило рынки опасаться локального всплеска годовой инфляции в январе-феврале 2019 года вплоть до 6,3% г/г.

Между тем, данные по инфляции в первую неделю января вышли заметно лучше ожиданий в районе 0,5% в неделю. А вышедшие сегодня данные Росстата показали только 0,2% роста цен в неделю и 0,7% за первую половину января в целом.

Скачать обзор…