vasnecov-posle-poboyscha

 

Константин Бушуев
начальник отдела анализа рынков Брокерского дома «ОТКРЫТИЕ»

Российский фондовый рынок после кризиса 2008 г. характеризуется вялой динамикой. Если в 2005—2007 гг. объемы торгов рынка акций, на который традиционно приходится львиная доля всех оборотов ценными бумагами в России, интенсивно росли (рис. 1), то после кризиса темпы их роста заметно снизились — до уровней инфляции. Как результат — рынок брокерских услуг уже несколько лет находится в фазе консолидации.

Высокая конкуренция на рынке брокерских услуг приводит к тому, что обороты брокеров из топ-10 на рынке акций растут в среднем на 6—9% в год (рис. 2), в то время как обороты профессиональных участников, занимающих 11—20-е места, на протяжении последних лет падают в среднем на 2—3% в год. В наиболее плачевном положении находятся некрупные брокеры: падение оборотов участников, замыкающих топ-50, за последние годы в среднем составляет 10—15% в годовом выражении. Развитие инфраструктуры рынка, предоставление клиентам прямого выхода на биржу уже не позволяют некрупным участникам рынка получать высокую выгоду на спрэдах, а снижение уровней комиссии крупными брокерами вызывает сомнение в целесообразности продолжения деятельности остальных участников. Как следствие — рынок брокерских услуг в России продолжает укрупняться. Сейчас через топ-10 российских брокеров проходит около 75—80% оборотов рынка акций, а на срочном рынке их доля оценивается еще выше.

Рис. 1. Обороты торгов акциями на ММВБ, РТС Стандарт (млрд руб.) и индекс ММВБ (правая шкала)

RCB_Brokers_01
Источник: ММВБ—РТС

 

Рис. 2. Ежемесячные обороты крупнейших брокеров акциями (топ-50) на ММВБ по кластерам (логарифмическая шкала, млрд руб.)

RCB_Brokers_02
Источник: ММВБ—РТС

БИТВА ЗА РОССИЙСКОГО ИНВЕСТОРА

Ситуация на российском фондовом рынке до и после кризиса 2008 г. отличается не только количественно, но и качественно. Если раньше существенную долю ликвидности на рынке обеспечивали крупные зарубежные институциональные инвесторы, а также российские паевые инвестиционные фонды, то в последние годы вследствие проблем в развитых странах приток капитала зарубежных инвесторов сократился, а вкладчики ПИФов до сих пор не отошли от кризисного шока. В результате основными донорами ликвидности на российском рынке сейчас являются российские институциональные инвесторы, в том числе банки, пенсионные фонды и страховые компании, а также физические лица, располагающие доходами выше среднего уровня. При этом с ростом финансовой грамотности инвесторы из числа российского среднего класса менее терпимо относятся к высокому риску и более требовательны к рациональности инвестиций, предпочитают меньше спекулировать, а больше инвестировать и сберегать. Такие тенденции вполне естественны и, безусловно, радуют.

В соответствии с ростом доли внутренних инвесторов меняется и линейка продуктов брокерского бизнеса. Клиентов уже не интригует покупка акции «потому что это Газпром» (IPO Facebook скорее можно считать исключением), они в ожидании обоснованных и прозрачных инвестиционных идей, а также новых продуктов. Почти все крупные профессиональные участники сейчас предоставляют линейку продуктов, обеспечивающих запрашиваемые уровни риска. Клиентам с низкой терпимостью к рискам могут быть предложены варианты облигационных стратегий, в том числе на рынке еврооблигаций, структурные продукты с полной или частичной защитой капитала, инвестиционные идеи, связанные с выкупом акций мажоритарными акционерами или самим эмитентом. Клиентам с более высокой терпимостью к рискам будут интересны активные стратегии доверительного управления, включающие в себя, в частности, торговлю по алгоритмам. В случае если у клиента есть интерес к управлению собственными средствами, консультанты брокера познакомят его с идеями как долгосрочного инвестиционного, так и краткосрочного спекулятивного характера или помогут выработать видение максимально подходящих опционных стратегий. При этом все большее число клиентов стараются понимать фундаментальные предпосылки инвестирования в ту или иную ценную бумагу, отдавая предпочтение компаниям с активно растущим бизнесом. Консультанты брокера окажут клиенту помощь при формировании портфеля таких вложений для диверсификации рисков и снижения итоговой волатильности счета. В конечном счете именно такие инвестиции могут изменить «ландшафт» российского фондового рынка, сокращая долю сырьевых компаний в биржевых оборотах. Так, несмотря на то, что индекс ММВБ все еще на 50% состоит из акций нефтегазовых компаний, в прошлом году в состав российского индикатора уже были включены акции быстрорастущей продуктовой сети «Магнит». В свою очередь движение капитала на фондовом рынке в сторону от сырьевых компаний способно ускорить процесс перестройки структуры экономики, снижения нефтяной зависимости.

Кроме предложения новых продуктов и инвестиционных идей борьба за клиентов ведется и в области совершенствования уже имеющихся традиционных продуктов. Брокерские компании продолжают развивать технологии прямого доступа к рынку (DMA), совершенствуют торговые платформы. Упрощение доступа к рынкам и интеграция брокерских услуг с другими финансовыми и банковскими сервисами открывают новые возможности для клиентов. Клиенты могут пользоваться преимуществами быстрого перемещения средств из рисковых активов в безрисковые (например, из акций в депозиты), оформления банковских карт для оперативного снятия доходов с торговых площадок с целью покрытия текущих потребностей, открытия кредитных линий по ипотечным и иным кредитам, хеджирования вложений и страхования имущества. В результате такая интеграция услуг способствует росту удовлетворенности клиентов и может помочь брокеру в конкурентной борьбе.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

Во многом благодаря изначально высокой конкуренции на рынке, а также вследствие быстрого развития технологий DMA российский рынок брокерских услуг в настоящее время относительно защищен от агрессивного входа западных игроков. Высокое конкурентное поле внутри России создает барьеры для входа извне с помощью таких факторов, как использование брокерами новейших финансовых и IT-технологий, сокращение биржевых спрэдов, низкие комиссии, а также понимание особенностей менталитета и выстраивание долгосрочных отношений с клиентами. В таких условиях с учетом низких темпов роста рынка в целом вход новых зарубежных брокеров на рынок сопровождается высокими уровнями рисков.

Между тем тенденции последних лет указывают на то, что, ограничиваясь лишь операциями на внутреннем рынке, российским профессиональным участникам и их клиентам становится тесно. Можно сказать, что многие брокеры и их клиенты уже «созрели» для прямого выхода на зарубежные торговые площадки. Опыт работы на западных биржах через западных брокеров, безусловно, был и ранее, но результаты такого сотрудничества зачастую были противоречивы. Основные «подводные камни» в таком сотрудничестве заключаются в том, что заинтересованность западного брокера в российском клиенте со средним доходом низкая, мотивация подробно раскрывать особенности рынка, возможные риски у него отсутствует. В то же время российский брокер, длительное время выстраивающий отношения со своим клиентом, заинтересован в сохранении счета клиента и разъяснении рисков. Кроме того, нечеткое понимание рисков самого западного брокера уже приводило к тому, что российские клиенты становились заложниками во время инцидентов с банкротством брокеров Refco и MF Global.

Расширение возможностей работы с западными инструментами в настоящее время привнесло качественные изменения, носящие эволюционный характер. Ряд российских профессиональных участников рынка уже получили прямой доступ к западным рынкам. Хотя зарубежные биржи пока доступны лишь квалифицированным инвесторам, последние уже имеют возможность выставления заявок на крупнейших торговых площадках (LSE, NYSE, NASDAQ, Гонконгской и Франкфуртской биржах). Пока что технологии такого доступа еще не выглядят совершенными, но в результате их обкатки и модификации клиентские операции могут приобрести совершенное иное качество. Расширение спектра используемых рынков и финансовых инструментов даст больше свободы действий клиентам. С позиций государства в такой ситуации вряд ли возникнет повод для переживаний из-за возможного оттока капитала – позиции клиентов со средними доходами могут занимать лишь незначительную часть возможного оттока, в то же время при формировании комфортных условий для входа на российский рынок эти средства могут оказывать дополнительную поддержку.

Кроме работы с финансовыми инструментами на иностранных площадках российские инвесторы также уже могут участвовать в движениях внешних рынков на бирже ММВБ—РТС. В последние годы была подготовлена нормативная база по запуску российских депозитарных расписок на зарубежные акции (единственная реализация пока что в виде РДР Русала на ММВБ). Недавно на срочном рынке FORTS были запущены первые торги фьючерсами на индексы стран BRICS.

Отдельно следует упомянуть возможности выхода на западные товарные рынки. Рынок товарных фьючерсов в России пока что далек по уровням ликвидности от крупнейших западных бирж (торговые площадки CME Group, Гонконгская товарная биржа, LME, ICE). Активные торги на FORTS проходят только по расчетным фьючерсам на нефть марки Brent, золото, серебро. Между тем выход на западные товарные площадки может быть интересен как российским производителям, так и товарным спекулянтам. Возвращаясь к ситуации с низкими темпами роста оборотов на российском рынке акций, можно отметить, что аналогичная ситуация наблюдается и на западных биржах акций. В то же время обороты на товарных биржах растут динамично. Кроме того, исходя из рыночных оценок крупнейших товарных и фондовых бирж (прежде всего по отношению капитализации биржи к обороту, P/S), можно утверждать, что инвесторы решительно настроены на поддержание роста товарных рынков, ликвидности и бизнеса товарных бирж.

Что касается российского внутреннего рынка, то возможность роста товарных рынков с некоторым лагом может создать предпосылки также и для долгожданного роста российского рынка акций. При этом повторения такого расширения рынка, которое было в 2005-2007 гг., вряд ли можно ожидать. Тем не менее, в случае снижения глобальных рисков общий «прилив» средств в рисковые активы может существенно улучшить ликвидность российского фондового рынка и «поднять все лодки», в том числе и стагнирующих в настоящее время некрупных брокеров российского рынка.

Читать на RCB.ru…

Рынок ценных бумаг

В оформлении использована картина В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1878)