Еще до ноябрьских выборов в США Дональд Трамп заманивал избирателей обещаниями защиты внешней торговли с Китаем, введением 45%-й заградительной пошлины на китайские товары, ужесточением борьбы с кражей китайскими производителями интеллектуальной собственности. Об этом рассуждает Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер».

Также будущий президент США был недоволен заниженным, по его мнению, курсом юаня, обвиняя денежные власти Поднебесной в манипулировании курсом. Во время январской инаугурационной речи Трамп заявил, что протекционизм вернет Америке богатство, а на недавнем первом выступлении перед конгрессом вновь повторил мысль о необходимости заградительных пошлин в отношении Китая. Дополнительно конгресс разрабатывает меры по введению еще одного налога – Border Adjustment tax, который может ухудшить положение стран, экспортирующих товары в США.

Пока не до конца ясно, какие из угроз Трампа по отношению к Китаю будут реализованы в полной мере, какие будут использованы для политического торга, а какие вовсе отвергнуты. Но проблема сильного дефицита во внешней торговле США с Поднебесной остается многие годы актуальной. По итогам 2016 г. Китай экспортировал в Штаты товаров на $463 млрд, в то время как экспорт Америки в обратную сторону составил только $116 млрд. При этом доля китайского импорта в общем импорте США поднялась до 21,5%, формально угрожая экономической безопасности.

Рис. 1. Ежемесячная динамика взаимной торговли товарами США и Китая, млрд долларов

Между тем, непродуманные действия администрации США могут привести к полномасштабной торговой войне и глобальной рецессии. Китайские власти вряд ли будут бездействовать в случае односторонних запретительных действий Трампа и конгресса. Министр торговли КНР Гао Хаченг уже указал на то, что его страна будет реагировать соответственно, если США введут налог на торговые тарифы.

В первую очередь ответные меры Китая могут быть направлены на ограничения импорта из США. Для начала это может касаться аграрной продукции, поставляемой из Штатов. По данным Министерства сельского хозяйства США, за последние десять лет рост закупок Поднебесной американской сельскохозяйственной продукции составил +201%, достигнув объема 20,2 млрд в год. При этом Китай стал вторым по значимости импортером для Америки. В случае введения ответных мер Китаем могут в первую очередь драматически упасть американские поставки сои, а также других зерновых. Также могут пострадать поставки компаний Boeing, Dow Chemicals, Caterpillar, Johnson & Johnson, Apple.

Не менее важным фактором могут стать изменения на рынках услуг. Китайским студентам может быть рекомендовано перейти на своего рода импортозамещение. А для динамично растущего потока китайских туристов в США также могут быть поставлены заслоны. Китайским платежам за интеллектуальную собственность заградительные пошлины Трампа могут оказать медвежью услугу, так как китайские компании в условиях сокращения рынков сбыта будут вынуждены снижать затраты, в том числе на приобретение американских патентов и уплату роялти.

При этом важно, что меры протекционизма Трампа могут во многом противоречить нормам ВТО. В то же время из-за высокой централизации на китайских госпредприятиях и в госбанках власти Поднебесной будут иметь возможность вводить негласные запреты, которые формально будут оставаться в рамках ВТО. Еще одной головной болью для США в случае принятия жестких заградительных мер могут стать новые валютные войны. В последние годы Китай относительно слабо девальвировал свою валюту – с 6 до 7 юаней за доллар. При этом уже сейчас виден дальнейший потенциал снижения до более устойчивого уровня 8 юаней за доллар. В случае же жестких торговых действий США Народный банк Китая может позволить юаню обесцениться более существенно. Параллельно с этим для торможения процесса падения денежный регулятор может сбрасывать часть своих валютных резервов, в первую очередь долларовых. По данным на конец декабря, Китай держал $1,058 трлн в облигациях Казначейства США, или 28% от всех гособлигаций в руках зарубежных инвесторов. Сброс американских гособлигаций будет повышать стоимость заимствований для американских резидентов.

Рис. 2. Взаимное проникновение внешней торговли Китая и США

Пока сложно сказать, как будет развиваться ситуация дальше. Возможно, Дональд Трамп захочет выйти на прямые двусторонние соглашения с Китаем, а текущие анонсируемые меры будут использоваться как средство запугивания. Кроме того, даже в случае принятия Трампом жестких мер в отношении торговли с КНР суд или конгресс будут иметь возможность их отменить. Так или иначе, надо понимать, что в худшем случае китайский ответ не заставит себя ждать.

Читать на VestiFinance.ru…

Вести Экономика

В оформлении использована картина Чжан Хунняня «Великая китайская армада» (2005)