По мнению Константина Бушуева, начальника отдела анализа рынков «Открытие Брокер», из-за точечных технологичных запретов частично пострадали российские производители оборонной продукции и продукции двойного назначения, использовавшие в своих изделиях западные компоненты и технологии. «Финансовые санкции ударили по госбанкам и госкомпаниям, в первую очередь нефтегазового сектора. Но наиболее сильный удар получили компании- импортеры и предприятия, собирающие готовые изделия из зарубежных компонентов (например, телевизоры, автомобили). Санкции ударили по ним не напрямую, а косвенно — через падение курса рубля, рост инфляции, процентных ставок и обвал потребительского спроса. При этом сами санкции в этом случае скорее сыграли вторичную роль», — прокомментировал эксперт

А вот Константин Бушуев уверен, что процесс импортозамещения в России работает успешно уже с конца 1990-х годов, когда в результате сильной девальвации появилась выгода внутреннего производства. «За все эти годы во многих отраслях так или иначе заметно увеличилась доля российских товаров и услуг. Анонсированное правительством в прошлом году импортозамещение по сути является лишь акцентированным продолжением этого процесса», — говорит господин Бушуев.

Главные вопросы, которые были и остаются у бизнеса, — улучшение условий ведения бизнеса, снятие административных барьеров, доступное кредитование. «Для этого нужно модернизировать судебные, правоохранительные, законодательные комплексы, гарантирующие охрану прав собственности, облегчать доступность предпринимателей к заемному капиталу, снижать налоговую нагрузку для высокотехнологичных компаний, в первую очередь ориентированных на экспорт. В случаях с поднятием технологичных отраслей ” с нуля“ может требоваться прямая помощь государства», — подчеркивает Константин Бушуев.

Читать на Kommersant.ru…

Коммерсантъ